Приветствую Вас Гость!
Вторник, 19.03.2024, 07:18
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Пед. состав

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск

Вопрос/Ответ

Доп. материалы

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Цыркина Н.Ю.

     Цыркина Наталья Юрьевна
                учитель-логопед первой квалификационной категории

20.01.2017

Автоматизация звуков в домашних условиях

Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

 К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.

  Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

 Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

 

10 простых советов от учителя-логопеда

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормального социального окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

1 совет. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2 совет. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

3 совет. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

4 совет. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

5 совет. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

6 совет. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

7 совет. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6  простых слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Добавляйте слова, пока ребенок не узнает большинство предметов. Занимайтесь каждый день.

8 совет. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч» и т.д.

9 совет. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

10 совет. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

 

Подготовка руки ребенка к письму                     

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Рисование каракулей, штриховка, лепка, массаж пальчиков и кистей рук, работа с мозаикой, конструктором и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций. Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить. А как же правильно?

При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие.

Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев. Контроль навыка письма у ребенка желательно провести до того, как ему исполнится четыре года, чтобы иметь запас времени для исправления неправильного навыка перед поступлением в школу. Заниматься шестилетний ребенок может не более двадцати минут. Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.

 

Учите детей говорить выразительно

Около 53% детей с отставанием в развитии речи не могут выразить эмоционально – смысловое содержание высказывания, иными словами, не умеют выразительно говорить.

В связи с этим родителям необходимо выполнять с детьми специальные упражнения, которые помогут им научиться говорить с выражением.

1. Ребенок упражняется в произнесении коротких фраз с заданной интонацией.

Взрослый говорит фразу, например: Наконец – то выглянуло солнце! Ребенок воспроизводит фразу с той же интонацией сначала вместе со взрослым. Затем малыш сначала выслушивает взрослого, а после этого повторяет фразу один с таким же выражением (Мама дома? Катя здесь!).

Наконец, ребенку предлагается самому придумывать предложения и произносить их с нужной интонацией самостоятельно.

2. Далее работа по формированию интонационной стороны речи проводится на материале нескольких предложений; затем коротких рассказов, историй, стихов, сказок. Последовательность этапов работы сохраняется: вместе со взрослым, после него, самостоятельно.

При выполнении всех упражнений хорошо использовать мимику и жесты.

3. Взрослый произносит фразу, выделяя каждое слово. Например, Наташа подарила Саше лошадку. Задает ребенку вопросы, интонационно выделяя нужное слово и просит дать полный ответ, добиваясь, чтобы ребенок тоже выделял слово – ответ интонационно:

Кто подарил лошадку Саше? -  Наташа подарила Саше лошадку.

Что сделала Наташа? – Наташа подарила Саше лошадку.

Кому подарила Наташа лошадку? – Наташа подарила Саше лошадку.

Что подарила Наташа Саше? - Наташа подарила Саше лошадку.

4. Выучите с ребенком для закрепления стихотворения. Следите, чтобы он правильно использовал интонационные средства выразительности. Например:    

Зайка плачет:- Ой – ой – ой!

Я ударился ногой!

- Мы сейчас достанем йод,

И нога твоя пройдет.

Ты у нас совсем большой,

Что ж ты плачешь:- ой – ой – ой!


06.05.2017

Загадки, ребусы и кроссворды в рамках педагогической технологии «квест».

 «Любой замысел кажется проще простого, когда он уже раскрыт».

(Харуки Мураками)

        Как у каждого художника есть любимые цвета, так и у каждого педагога есть свои любимые приемы работы. Но с течением времени окружающий мир меняется, добавляет новые краски к уже имеющимся на палитре и появляются оттенки. Мне кажется, что именно так и происходит трансформация: человек воспринимает новое через  призму своего личного опыта. Не так давно в педагогике появилось слово «квест». Под квестом понимают интерактивную историю, в которой участники последовательно выполняют различные задания, объединенные одной темой. Основные элементы такой игры это всевозможные головоломки.  Именно благодаря моей привязанности к головоломкам, ребусам и загадкам я обратила внимание на данную педагогическую технологию.                

          Квест - «поиск», отгадывание загадки это тоже поиск верного решения, мобилизирующий  детей интеллектуально и эмоционально. Идея использования загадок, ребусов и кроссвордов в педагогике не нова, но если создать из них цепочку взаимосвязанных заданий в формате квеста, то получится увлекательная игра.

В настоящее время игровые технологии получили широкое распространение в связи с введением ФГОС: образовательный стандарт призывает к повышению инициативности детей, выбору педагогом не директивных методов и приемов  обучения для  формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности и самого себя. Проблемой применения игровых технологий в образовательном процессе занимались такие выдающиеся психологи как Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

         Игровые технологии предоставляют возможность использования деятельностного подхода к обучению, базирующегося на том, что полноценное развитие ребёнка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности.

         Тайна интригует и притягивает, именно поэтому квесты так популярны.                          

         Для старших дошкольников это наиболее интересный тип занятия - постоянная деятельность,  направляемая загадками и сюрприз в конце. От педагога требуется тщательная подготовка:

выбор тематики, отбор необходимой лексики, постановка образовательных, развивающих и воспитательных целей, продумывание заданий, соответствующих возрасту и уровню развития детей. Как воплотить это в жизнь? 

          Основные составляющие квеста это:

  • Интерактивность;
  • сюжетная линия;
  • различные задания - разрешение всевозможных головоломок;
  • итог-достижение поставленной цели.

         Интерактивность присуща педагогике, в особенности дошкольной - педагогический процесс строится на взаимодействии взрослого и ребенка, а также детей между собой. В дошкольном возрасте лучше организовывать не ролевые, а коллективные квесты, где участники равноправны в выборе способов действия, поиске направления, только организатор игры остается «над схваткой», изредка помогая и подсказывая.

         Сюжетная линия основывается на лексической теме. Можно использовать темы заявленные в рабочей программе, такие как «Лес и его обитатели», или сюжеты, знакомые детям из художественной литературы: «Куда пропал колобок?».

          Задания в квесте должны активизировать учебный процесс, превращая его в игру.

Чтобы игра была динамичной, она должна быть хорошо продумана. По мнению Т. Марча, «квест - это построенная по типу опор учебная структура». В качестве опор я предлагаю использовать загадки, ребусы и кроссворды.

         Я применяю следующие виды загадок:

  1. Словесные загадки - иносказательное описание предмета, языковая метафора. Они могут быть современные, авторские,  так и старинные, с необычной лексикой. «Крашеное коромысло над полем повисло».  Они существенно обогащают словарь, развивают образное мышление: учат выделять существенные признаки предмета или явления, сравнивать их  и, благодаря свойственной дошкольникам подражательности, развивают речевое творчество. В. П. Аникин писал: «Загадка – это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность».
  2. Рифмованные загадки стишки, в которых дети  хором добавляют слово отгадку.

Такие загадки развивают чувство ритма, помогают работать над слоговой структурой слов: «В речке плещутся с зари, что за рыбки? Пес-ка-ри.»

  1. Лексические загадки («омонимия» по В.П.Аникину), развивающие слуховое внимание и зачастую основанные на многозначности слов: «Каким ключом дверь не откроешь?»
  2. Загадки-изображения -  ребусы, в которых с помощью букв и картинок зашифрованы слова, просто идеальны для работы с предложно-падежными конструкциями, для закрепления зрительного образа буквы и запоминания правильного написания слов.
  3. Графичекие загадки (кроссворды) очень разнообразны, но все они помогают на практике усвоить порядковый и количественный анализ слов, осуществить трансформацию звука в букву и установить четкую последовательность букв в слове.

         Итогом игры- приключения может стать сюрпризный момент: например, нахождение спрятанного сокровища. Дети любят играть в прятки, поэтому отыскав что-либо, раскрыв тайну, испытывают  радость и восторг, что немаловажно в работе с дошкольниками. Всем нравится деятельность, приносящая позитивные эмоции.

         Квест, в котором задания даны в виде загадок, ребусов и кроссвордов,  гармонично вписывается  в систему комплексной коррекционно-развивающей работы с детьми и   помогает  решить следующие задачи из области познавательного и речевого развития:

  • развитие фонематического анализа и синтеза;
  • закреплению зрительных образов букв,  обучение чтению;
  • воспитание чёткого произношения, автоматизация звуков;
  • уточнение и обогащение словаря;
  • развитие зрительного внимания;
  • практическое овладение предложно-падежными конструкциями;
  • ориентировка на листе;
  • развитие речевого творчества.

         Квест, наполненный загадками, ребусами и кроссвордами можно предложить при знакомстве с новой темой - для активизации познавательной деятельности и актуализации имеющихся знаний, или в конце - для закрепления полученных знаний и их систематизации.

Головоломки облегчают запоминание материала, и воспитывают такие качества творческой личности как находчивость, целеустремлённость, любознательность и умение выбрать способ решения поставленной задачи, а также способствуют развитию самоконтроля и коммуникативных навыков, что, по мнению Столяровой Д.И.,  полезно для профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте.

         Использование квеста в детском саду соответствует основным принципам дошкольного  образования:

  • обогащения (амплификации по Запорожцу) детского развития;
  • индивидуализации дошкольного образования;
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • приобщения детей к традициям семьи и  общества;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка;
  • возрастной адекватности (соответствия методов возрасту  и особенностям развития);
  • развитие личности, мотивации и способностей детей.

         Таким образом, загадки, ребусы и кроссворды, не являясь самостоятельной методикой, добавляют яркие краски в педагогический процесс, вкрапляясь во все виды деятельности, стимулируют внимание, память, мышление, дарят радость открытия и веру в свои силы.


Правила для родителей

 

 

  • Верьте в силы ребенка!
  • Сопереживайте, радуйтесь и огорчайтесь вместе с ним!
  • Обучайте в игре!
  • Умейте выслушать ребенка.
  • Перед отработкой речевого материала нацельте ребенка на правильное произношение звуков («Следи за язычком!»).
  • Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.
  • Выучите с детьми стихи – запоминалки, они помогают детям запоминать буквы.
  • Называйте букву только как звук: [М], а не МЭ, не ЭМ.
  • Похвалите ребенка за хорошо выполненное задание, за правильно сказанные звуки, слова.